Фрагмент урока русского языка «Может ли общество обойтись без языковых норм?» (11 класс)

 «Может ли общество обойтись без языковых норм?»

Цель: выяснить, насколько необходимы и значимы языковые нормы в обществе.

Задачи: 1) выявить всё многообразие мнений по проблемному вопросу;

2) дать определение понятию нормы;

3) спроектировать и обсудить ситуацию отсутствия языковых норм.

План:

  1. Постановка проблемы.
  2. Формирование круглого стола.
  3. Вопросник:
  • Предмет нашего обсуждения – языковая норма, но для начала необходимо осмыслить, а что такое норма вообще, норма как таковая. (Норма – это правило.)
  • Хорошо, тогда какие правила, кроме языковых, вам известны? (Правила поведения в обществе (нормы этикета), законодательство в целом – это также свод правил).
  • Верно, следовательно, нормы в обществе необходимы? Если да, то для чего? (Для порядка, объединения людей, для некой общности, а в целом — для создания государственности).
  • А какое значение в этом контексте имеет языковая норма? (Русский язык, как одна из основ государственности, сплачивает общество, делает его единым, поэтому в нем должны быть зафиксированы определенные закономерности и принципы, общие для всех — нормы).
  • Хорошо, речь была о языке государственном, значит, официальном, а в неофициальной обстановке, т.е. в разговорной речи, разве мы всегда соблюдаем все языковые нормы? (Нет, не всегда)
  • Разве если я скажу звонит вместо звонит, вы меня не поймете? (поймем) К тому же, если в определенном круге люди привыкли говорить именно с нарушением нормы, они будут считать это произношение общепринятым, допустимым и коммуникативный акт состоится.
  • Кто-то из детей, возможно, возразит. Тогда учитель расскажет о том, что согласно мнению лингвистов коммуникативный акт может состояться и при нарушениях нормы, главное, чтобы речь участника коммуникативного акта была понята другими.
  • Итак, мы в начале беседы пришли к выводу о том, что нормы, в том числе и языковые, необходимы. Но по ходу обсуждения выяснили, что можем общаться и нарушая их. Если это так, следовательно, наше суждение было ошибочно, и без языковых норм мы сможем все-таки обойтись? (Вы правы частично. Мы можем не соблюдать языковую норму в разговорном стиле общения, но когда речь заходит о научных текстах и деловых, которые требуют однозначного толкования и точности в изложении, норма должна строго соблюдаться. Ст. 1.6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускаетсяиспользование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка… [Федеральный закон… 2005].

Также публицистика, например, рассчитана на широкую аудиторию, поэтому должна соответствовать общепринятым требованиям, а то есть – норме; художественная речь кроме образности изложения и богатства речи требует правильности языка, и только в этом случае становится классикой, служащей ориентиром в учебной и учебно-научной сфере ).

  • Я согласен, но сложнее обстоит дело с обязательностью языковой нормы для публицистической речи. С одной стороны, публицистическая речь, письменная и устная, должна быть строго литературной, кодифицированной, особенно если это относится к ее информативной функции, но с другой стороны, публицистические тексты, выполняющие также важнейшую для них экспрессивную, воздействующую функцию, не могут ограничиваться исключительно литературной нормой и достаточно широко используют речевые средства, выходящие за пределы кодифицированной нормы. В таких случаях действуют уже и иные общественно признанные нормы: этические, эстетические, юридические и другие.
  • Итак, к каким выводам мы приходим? (В разговорной повседневной речи мы можем не соблюдать языковые нормы, или соблюдать их не всегда, но когда речь идет об официальной ситуации общения, соблюдение языковых норм необходимо, так как скажется на качестве коммуникативного акта, а следовательно и на различных общественных процессах в сфере науки, образования, документоведения и делопроизводства, судебной практики, СМИ и прочих. Наличие кодифицированной нормы делает язык понятным для всех, независимо региональных и социальных условий, любому элементарно образованному носителю русского языка, а это, в свою очередь, влияет на развитие общности и государственности ).
  • Таким образом, наличие языковой нормы в обществе значимо и необходимо.

 

 

One thought on “Фрагмент урока русского языка «Может ли общество обойтись без языковых норм?» (11 класс)”

  1. Уважаемый Арсен Гндзарович, спасибо за замечательный урок — интересную форму общения по поводу обсуждения важной для современного общества проблемы! Вопросы и задания побуждают формулировать личное мнение, отстаивать аргументировано свою точку зрения, мыслить творчески.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − шесть =

контакты

e-mail: surprise113@yandex.ru
Тел.: +7 913 213-48-85​⁠​