Проект урока по рассказу И. А. Бунина «В деревне»

Проект урока по рассказу И. А. Бунина «В деревне»: весна в природе или в душе?

Цели: 1. Обнаружить параллелизм мира человеческих переживаний и природы, пейзажных мотивов.

  1. Расширить словарный состав учащихся.
  2. Определить авторскую позицию.

Работа с непонятными словами:

Святки — в православии: праздничные дни между Рождеством и Крещением.

Обоз — несколько повозок с кладью, следующих друг за другом.

Розвальни — низкие и широкие сани без сиденья, с расходящимися врозь от передка боками.

Заиндевевший – покрытый инеем.

Раскаты — раскатанное полозьями, скользкое место (обычно имеющее уклоны).

Вогул — прежнее название народа манси.

Ракита — дерево или кустарник сем. ивовых, растущие обычно по берегам рек.

Акация — обычно у нас зовут так глог, гороховое дерево.

Омет — большой круглый скирд соломы.

Коник — лавка, скамья в крестьянской избе в виде длинного ящика с крышкой.

Сукно — плотная ткань из шерстяной или полушерстяной пряжи.

Лозина — ивовый прут.

Лощина — овраг с пологими склонами.

Тетива – туго натянутая верёвка, бечева.

Дратва — прочная просмоленная или навощенная нитка для шитья обуви, кожаных изделий.

  1. Вопросник по рассказу:

1) О чем прочитанный вами рассказ?  (о мальчике и его отце, о поездке в деревню, о начале весны, о жизни крестьян).

2) О чем мечтает герой в начале рассказа? (поехать на Святки в деревню)

3) Что в деревне его так привлекает? так нравится? ( 12 – буду там встречать начало весны)

4 ) Почему он не может встретить весну в городе? (12 – только в деревне можно заметить…)

5) Тогда как соотносится пространство деревни и города? Параллельны, зеркальны, противопоставлены? (противопоставлены) Где мальчику лучше? (в деревне) А почему он живет в городе? Чем там занимается? (ходит в гимназию) Он только зимой бывает в деревне? (нет, еще на летних каникулах)

6) Ребята, а кто-нибудь из вас проводит каникулы в деревне? Опишите свои чувства, свое отношение к ней. Вы так же торопитесь в деревню?

7) С какими чувствами мальчик подъезжал к дому? (14 – чувство глубокого довольства…)

8) Что мальчик делает в деревне, как проводит время? (14- 15, когда просыпается; в сад на лыжах; забрел на двор – животные; на гумно;  полежать под солнышком в омете;..забудешь про все – последний абзац во 2 части.)

9) Есть ли в природе приметы весны? ( 15 – с навеса крыльца падают капли…;  16- поля блестят по-весеннему; 17 – совсем весной пахнет; 17 – в городе даже весною не пахнет. А вот тут пахнет. И проруби уже вон почернели…) Снова противопоставление города и деревни.

10) А только ли наступлением весны привлекает мальчика деревня? Чем? (17  — я спешу наглядеться на все деревенское; 17 – 18 любопытство в крестьянском доме)В деревне он про все забывает – про учебу и суету города, живет рядом с природой, восхищается ею.

Обратите внимание, сколько частей в рассказе? (3)

Как бы вы могли их озаглавить? (дорога в деревню, в деревне, отъезд) Какова композиция? (кольцевая) Рисую на доске. Деревня в центре жизни мальчика. Его мечты и желания связаны с ней.

Он провел в деревне 2 недели, а описан только один день, почему?(потому что все его занятия каждый день одинаковы)

Тогда почему ему не надоедает в деревне? ( Наказ отца – 17) Можно устать от городской суеты, но от естественной жизни, близкой существу человека, не устанешь…)

11) 17 – в городе даже весною не пахнет…В связи с тем, что мы обсудили, не появляется ли у вас мысли о том, что не совсем о весне как времени года идет речь? ( весна в душе как символ возрождения)

12) – Но где же весна-то? .. «Весеннее чувство…» как вы понимаете эти слова?

13) Какое было время года?(зима) Какой праздник? (Рождество Христово и Крещение) Что вы знаете об этом празднике? Происходит очищение и возрождение души, как в природе весной.

  1. Слово учителя: Почему у мальчика, главного героя, нет имени? Имя всегда несет определенные смыслы и значение, если его нет – значит автор хотел обратить наше внимание не на мальчика, рассказать не о нем, а о жизни в деревне, что и нашло отражение в названии рассказа.

Автор поведал, что человеку для счастья нужно немного – всего лишь остаться наедине с природой, наедине с самим собой и отвлечься от повседневной суеты, что возможно только в деревне.

Домашнее задание: с. 19, 3 вопрос. Дополнить описанием дороги обратно . Озаглавить: «Дорога в деревню», «Дорога в город». Использовать только эпитеты, сравнения и метафоры.

13 – поезд бежит – до конца 1 части.

17 – мы проезжаем по большому селу – до конца.

Сделать вывод: схоже описание дорог или различается. Выступить у доски.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять − 2 =

контакты

e-mail: surprise113@yandex.ru
Тел.: +7 913 213-48-85​⁠​