Фрагмент урока по литературе в 8 классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Фрагмент урока по литературе в 8 классе на тему «Жизнь и искусство» по повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Тема фрагмента: Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Личностные цели учителя: воспитание эстетического отношения к действительности и явлениям искусства, способности сопереживать; совершенствование коммуникативной культуры;

Личностные цели учеников: развитие умения аргументации при доказательстве, умения отстаивать собственную точку зрения.

Метапредметные цели учителя: 1) развитие навыков размышления по прочтении художественного произведения; 2) установление связи произведения художественной литературы с эстетикой;

Метапредметные цели учеников: 1) привлечение знаний из области лексики, работа с энциклопедическими и справочными текстами; 2) обращение к мировой культуре для интерпретации термина «искусство».

Предметные цели учителя: 1) расширить значение понятия «искусство», актуализировать его в сознании учащихся, выбрать из определений важное в соответствии с темой урока; 2) привлечь мировой культурный контекст, состоящий из афоризмов и крылатых выражений, и связать его с темой и проблемой изучаемого произведения – повестью «Портрет» Гоголя;

Предметные цели учеников: 1) найти определение понятия «искусство» в различных словарях, справочниках и энциклопедиях и зачитать его на уроке, обязательно указав источник; 2) найти афоризмы и крылатые выражения об искусстве, объяснить их значение и связать с изучаемой повестью «Портрет».

Предметные задачи учителя1) нацелить детей на внимательную работу, следить за тем, чтобы определения и афоризмы не повторялись, а лишь дополняли друг друга; 2) помочь детям из всего многообразия определений выбрать самые важные смыслы и обобщить их; 3) зачитать ключевые определения понятия «искусство» и афоризмы из своих источников, нацелив детей на дальнейшее изучение повести «Портрет».

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач:

  • описательный – необходим для работы с подготовленным материалом;
  • сравнительного анализа – один из основных на данном этапе урока, так как чтобы сделать вывод и перейти к методу синтеза прослушанного материала, необходимо мысленно произвести сравнительный анализ;
  • анализа – нужен для выявления основных смысловых пунктов;
  • синтеза – необходим для обобщения, подведения итогов беседы;
  • беседы – основной метод работы на уроке и на данном этапе.

Критерии достижения поставленных целей и задач:

  1. Наличие у учеников записей с определением понятия «искусство».
  2. Наличие у учеников афоризмов и/или крылатых выражений об искусстве.
  3. Умение учеников мысленно сравнивать прослушанные ответы, анализировать и синтезировать материал, делать выводы.
  4. Произведение должно быть прочитано и понята его тема и идеи.
  5. Умение аргументировать свою точку зрения.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

а) Определение понятия «искусство» (привлечение словарей, справочников, энциклопедий).

Необходимо заслушать ответы учеников, обязательно обратить внимание на источники, после чего оценить. Важен и перевод этого слова, этимология.

Если не прозвучит, то зачитать определение этого понятия из толкового словаря Ожегова, в котором оно получает несколько толкований.

ИСКУССТВО – это

  • Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.
  • Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
  • Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Этимология слова «искусство».

Ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего  или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только  самого автора, но и других людей.

б) Затем, важно связать понятие искусства с областью эстетики.

Эстетика – 1) это философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии;

2) красота, художественность в оформлении, организации чего-нибудь.

Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и ее восприятию.

г) Затем, сделать вывод: в масштабах всего общества, искусство — особый способ познания иотражения действительности, часть духовной культуры как человека, так и всего человечества. Оно неразрывно связано с областью эстетики, произведение искусства должно доставлять эстетическое удовольствие.

 

Высказывания и афоризмы об искусстве и творчестве.

Заслушать афоризмы учеников, попросить объяснить, как они их понимают, и можно ли их связать с повестью «Портрет» и если да, то как?

Затем учитель зачитывает свои афоризмы.

  • Искусство никогда не умирает. (с. 115 учебника)

Петроний

  • Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. (с.79 учебника)

Леонардо да Винчи

  • Искусства смягчают нравы. Овидий
  • Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру, причем его мучат соблазны и той и другой жизни.

Камю А.

  • Творить — значит убивать смерть.

Роллан Р.

  • Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.

Белинский В. Г

Обсудить, какие дополнительные смыслы вносят эти афоризмы и как их можно осмыслить в рамках повести «Портрет».

  • Возможные действия педагога в случае, если учащимся не удается достичь поставленных целей:
  • подготовить заранее свои варианты определений и афоризмов и попросить детей сделать выводы, выражает ли данное определение всю суть понятия, и как соотносятся озвученные афоризмы с прочитанным произведением;
  • уделить больше внимания связи искусства с эстетикой.

Описание методов мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса:

  • необходимо повысить так называемый уровень озабоченности учащихся, для этого нужно объяснить, что данная работа необходима для более полного и глубокого понимания проблемы произведения, что, в свою очередь, поможет им при написании домашнего сочинения-рассуждения по предложенным проблемным вопросам;
  • многие из учащихся занимаются творчеством: рисуют, сочиняют стихи, играют на музыкальных инструментах – можно сориентировать их на себя и попытаться ответить на вопрос, насколько то, чем они занимаются, связано с реальной жизнью и какова роль творчества в их жизни, соотнести, таким образом, проблему жизни и искусства с личным опытом;
  • оценивать все ответы;
  • оценку необходимо комментировать: что было наиболее успешно, а над чем необходимо еще работать и в каких направлениях.

Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса:

  1. Оценивается наличие/отсутствие источника выбранного письменно материала.
  2. Учитывается источник, то, насколько авторитетно издание, на которое ссылаются при ответе.
  3. Оценивается степень понимания учащимся озвученного им материала, соответствие обсуждаемой теме.
  4. Оценивается внимательность и активность работы учащегося при обсуждении материала.
  5. Оценивается умение синтезировать прослушанный материал и делать выводы.

Оценивается умение обдуманно аргументировать свою точку зрения по какому-либо вопросу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =

контакты

e-mail: surprise113@yandex.ru
Тел.: +7 913 213-48-85​⁠​