Урок русского языка «Деепричастие. Обобщение» (7 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «ДЕЕПРИЧАСТИЕ. ОБОБЩЕНИЕ» (7 КЛАСС)

Цель:

1.Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Деепричастие».

2.Продолжить работу по формированию умений использовать деепричастия в речи.

3.Воспитывать уважительное отношение к языку.

4.Развивать аналитическое и лингвистическое мышление, память, внимание.

Ход урока

Целеполагание. Как выдумаете ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Повторять правила). А зачем нужны правила? (Чтобы быть грамотным) Для чего нужны правила в жизни? (Создавая правила и законы, люди договорились жить вместе, ценя и уважая друг друга).

В построении урока тоже есть определенные правила. Если мы на прошлом уроке изучили тему «Не с деепричастиями», то с чего должны начать урок? (С повторения изученного).

  1. «Найди лишнее» Слайд.
  2. (Не)написав, (не)слушая, (не)домогая, (не)зная, (не)соглашаясь.
  3. (Не)хотя, (не)взлюбив, (не)досыпая, (не)понимая, (не)навидя.
  4. (Не)читая, (не)люблю, (не)поднимаясь, (не)уезжая, (не)сказав.
  5. (Не)скошено, (не)глядя, (не)спросив, (не)услышав, (не)умолкая.

Что мы повторили, выполнив это упражнение?

  1. Лингвистически-речевой практикум. Слайд.

В одном из юмористических рассказов, иронизируя над неграмотностью пассажира, А.П. Чехов приводил следующую его запись в жалобной книге: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Какую ошибку допустил пассажир? Как её исправить?

Рабочий лист.

Войдя в класс, у меня зазвонил телефон.

Проехав по этой тропе километр, открывается чудный пейзаж.

Глядя на картину, настроение становится бодрым и весёлым.

  1. Слайд. Что объединяет эти предложения? (деепричастия, фразеологизмы) Значение фразеологизмов. Необходимы ли знаки препинания?

На слесаря нельзя было положиться, так как он работал спустя рукава.

Солдат каждый день приходил в казарму еле волоча ноги.

Нельзя сидеть сложа руки.

Чтобы чего-то достичь, нужно работать не покладая рук.

  1. Работа с текстом. Рабочий лист.

Прочитайте текст. Определите его тему. Озаглавьте.

Расставьте пропущенные знаки препинания.

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение здоровайся первым. Здороваясь со старшими руки не протягивай подожди пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай пока не пожмёшь руку. Подавая руку сними с неё перчатку немного наклонись вперёд. Кланяясь нагни только голову а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус пропусти первой в двери свою спутницу.

1 вариант. Выполните морфологический разбор деепричастия встречаясь.

2 вариант. Выполните морфемный разбор деепричастия подавая. Запишите 3-4 однокоренных слова.

У доски работают двое.

  1. Рабочий лист.Прочитайте стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Шмульяна А.П.).

Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

В чем необычность стихотворения?

(Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

Какие художественные приёмы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту?

(Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает нам услышать извержение водопада; преобладают шипящие звуки: шипя, шурша, морщинясь, дрожа; преобладание деепричастий подчеркивает динамику бурлящего потока).

Какие деепричастия преобладают? Почему?

  1. Занимательный диктант.

Запишите четверостишие. Найдите деепричастия. От каких глаголов они образованы? Что их объединяет? Как образуются деепричастия от глаголов?

Холмы, вырастая и в сумерках тая,

И думу какую-то в складках тая,

О том и молчат, что совсем непростая,

Совсем непростая планета моя.

Л. Козырь

Вырастая – вырастать

Тая – таять

Тая  —таить

Вывод. Повторили правописание деепричастия, правила построения предложения с деепричастным оборотом, пунктуацию в предложениях с деепричастным оборотом, особенности морфемного и морфологического разборов деепричастия, узнали о художественном своеобразии деепричастий.

Домашнее задание. «Кто больше?»

Подберите к деепричастиям синонимы.

Защищая —  оберегая, обороняя, ограждая, охраняя.

Занимаясь— тренируясь, работая, упражняясь, трудясь.

Придумайте предложения о правилах поведения, используя данные деепричастия

Рабочий лист

Презентация

One thought on “Урок русского языка «Деепричастие. Обобщение» (7 класс)”

  1. Замечательный урок словесности! Уважаемый Арсен Гнзарович, Ваш урок учит любви к языку, вниманию к слову, уважению к грамматическим правилам русской речи. Очень стройно и логично выстроено занятие, применены разнообразные активные методы и приёмы обучения, тщательно подобран языковой материал, слово рассматривается как единица на уровне лексики, морфологии, синтаксиса, как средство художественной выразительности, что позволяет формировать у учащихся представление о языке как о многоуровневой системе, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учеников, совершенствовать универсальные учебные действия. Особое спасибо за стихотворение «Лодорский водопад»! Использую материал занятия и методические приёмы в своей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =

контакты

e-mail: surprise113@yandex.ru
Тел.: +7 913 213-48-85​⁠​