Восклицательные и невосклицательные предложения (5 класс)

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 КЛАСС)

Восклицательные и невосклицательные предложения (5 класс)

Цель предметная: повторить виды предложений по эмоциональной окраске, правила употребления восклицательного знака.

Цель метапредметная: определить функции восклицательного знака как собственно знака, а не как знака препинания.

Цель личностная: развивать способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Ход урока.

        Вступительное слово. Слайд №1. Здравствуйте, ребята.  На уроке вам понадобится рабочая тетрадь и рабочие листы. Я очень рад знакомству с вами. И свое настроение выразил бы этим смайлом (на слайде). У кого сегодня такое же? (подняли руки)

         Психологический настрой. Работа со смайлами. Надеюсь, ваше настроение улучшится. А для этого посмотрим видеофрагмент. Видеофрагмент №1.

Мотивация.

Видеофрагмент. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? О чувствах, эмоциях. Как выражались эмоции в мультфильме, с помощью чего? (Музыка, мимика, жесты, интонация героев) А с помощью чего можно передать эмоции на письме? (знаками препинания)

Формулировка темы. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Запись на доске. Слайд №2.

Целеполагание: тема вам знакома? А зачем тогда мы ее рассматриваем? Цель урока – повторить, какими бывают предложения по эмоциональной окраске. А чем мы еще займемся на уроке, как вы думаете? (углубим знания по этой теме, повторим правила)

Ребята, подведем небольшой итог: какую работу мы сейчас проделали? (определили тему и цель урока)

Развитие темы. Ребята, а что такое эмоции? Слайд №3. Чтобы узнать значение слова, нужно обратиться к толковому словарю, а для того чтобы узнать, как слово родилось, из какого языка оно пришло, нужно заглянуть в этимологический словарь. Наука – этимология.

      Этимологическая минутка: эмоции —  от фр. волнение.

Повторение изученного.

Понятие о предложении. Слайд №4. Прочитайте предложение. Ребята, прав ли я был, употребив по отношению к этой синтаксической конструкции термин «предложение»? Предложение ли перед вами? (да) Как вы определили? (смысл, интонация, грамматическая основа) Какую еще работу с этим предложением мы должны провести? (вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы) Орфографическая минутка. Записываем предложение. Слайды 4-10.

Эмоции – это сильные чу(?)ства радост.. и удвольствия, гнева и обиды, тр…воги и страха, злост.. и иронии, восхищения и разоч..рования.

Работая с предложением, что мы повторили/ нового узнали?

Метапредметность. Актуализация знаний.

Восклицательный знак. В основе темы нашего урока лежит 2 понятия: предложение и эмоциональная окраска. Понятие предложения нами рассмотрено, к чему переходим теперь? (к эмоциональной окраске) В зависимости от эмоциональной окраски предложения делят на восклицательные и невосклицательные. Ребята, как на письме обозначается восклицательное предложение? (с помощью восклицательного знака) Скажите, с восклицательным знаком вы где-то еще встречались? (Есть в высшей математике, в программировании, знаки дорожные. Слайды № 11-12.)

Ребята, теперь обобщим. (Как знак препинания – для выражения эмоций, как собственно знак – для предупреждения об опасности).

Новый материал.

Междометия. А в речи для выражения эмоции, кроме интонации, используются специальные слова – междометия. Чтобы понять, какие это слова и в каких ситуациях мы их используем, выполним следующее задание. Я буду зачитывать стихотворение, а вы его закончите в рифму.

Учитель читает вслух. Игровое стихотворение.

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово…ох!

 

Кто встречается с бедой,

Произносит слово…ой!

 

У кого захватит дух,

Произносит слово…ух!

Встречались с этими словами в жизни?

Задание. А теперь просмотрите видеофрагмент и попытайтесь найти междометие в словах героини. Видеофрагмент №2.

Видеофрагмент № 2.

Вопрос. Междометие – ах. Из какого произведения отрывок? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.С. Пушкина)

    Работа со знаками препинания. Слайды 13-14. Все ли знаки препинания правильно расставлены? Почему? (Нужны восклицательные знаки. Наблюдается повышение интонации, прослеживаются эмоции зависти, злобы, бессилия).

Новый материал.
Из истории восклицательного знака.
 Интересна история восклицательного знака. Слайд № 15. В 16 веке его называли удивительным знаком – он появился из междометия.

Он произошёл от латинского восклицания «Io», выражавшего радость, удивление, которое сначала писалось в конце предложения, как обычное междометие, затем обе буквы стали для компактности писаться одна над другой, пока не слились в один символ «!».

Задание 1 на рабочем листе.

— Кто там ходит у ворот?         — Кто там ходит у ворот?!

— Это кот.                                   — Это кот!

— А зачем он ходит здесь?        — А зачем он ходит здесь?!

— Хочет есть.                              —  Хочет есть!

— Кис-кис-кис, иди сюда.          — Кис-кис-кис, иди сюда!

В доме ждет тебя еда.                  В доме ждет тебя еда!

Прочитайте стихотворения с правильной интонацией, учитывая расставленные знаки препинания.

Чем различаются предложения в столбиках? (интонацией) Что общего? (одинаковые по цели высказывания)

Делаем вывод: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения по цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными.

Задание 2 на рабочем листе.  Ребята, мы пришли к выводу, что восклицательный знак имеет важное значение не только на письме, но и в жизни. О значимости восклицательного знака однажды задумался персонаж одного из рассказов А. П. Чехова Ефим Фомич Перекладин. Рассказ так и называется: «Восклицательный знак».

А) В нем повествуется о коллежском секретаре Ефиме Фомиче Перекладине. Кто такой секретарь? (Человек, который занимается написанием различных важных документов, их переписыванием). Однажды он был в гостях, и у него спросили, как он расставляет знаки препинания на письме, если его этому никогда не учили. Тот ответил, что пишет по привычке, для этого образование не нужно. Его упрекнули в неграмотности.

Учитель зачитывает фрагменты.

Б) Ефим Фомич, озлобленный и расстроенный, пришел домой, лег спать, но не мог успокоиться и начал вспоминать, чем он руководствуется, используя на письме тот или иной знак препинания. Начал с точки, перешел к запятой и, наконец, вспомнил про восклицательный знак.

В) На рабочих листах.  «Гм!.. Этот знак препинания в письмах часто ставится. „Милостивый государь мой!“ или „Ваше превосходительство, отец и благодетель!..“ А в бумагах когда?»

Он представлял, как восклицательные знаки ещё больше вытянулись и остановились в ожидании…

«В бумагах они ставятся, когда… тово… этого… как его? Гм!.. В самом деле, когда же их в бумагах ставят?»

Перекладин открыл глаза и повернулся на другой бок. Но не успел он вновь закрыть глаза, как на тёмном фоне опять появились восклицательные знаки.

«Чёрт их возьми… Когда же их ставить нужно? Неужели забыл? Или забыл, или же… никогда их не ставил…»

Перекладин стал припоминать содержание всех бумаг, которые он написал за сорок лет своего служения; но… в своём прошлом он не нашёл ни одного восклицательного знака.

«Что за оказия! Сорок лет писал и ни разу восклицательного знака не поставил… Гм!.. Но когда же он, чёрт длинный, ставится?»

Г) Тут он вспомнил, что жена его, Марфуша, образованная, и обратился к ней.

На рабочих листах.

— Ты не знаешь ли, душенька, когда в бумагах ставится восклицательный знак?

— Ещё бы не знать!.. Этот знак ставится при обращениях, восклицаниях и при выражениях восторга, негодования, радости, гнева и прочих чувств.

«Сорок лет писал он бумаги, написал он их тысячи, десятки тысяч, но не помнит ни одной строки, которая выражала бы восторг, негодование или что-нибудь в этом роде…

«И прочие чувства…— думал он. — Да нешто в бумагах нужны чувства? Их и бесчувственный писать может…»

Д) На рабочих листах. Когда на следующий день Перекладин вышел на улицу и крикнул извозчика, то ему показалось, что вместо извозчика подкатил восклицательный знак.

Придя в переднюю начальника, он вместо швейцара увидел тот же знак… И всё это говорило ему о восторге, негодовании, гневе… Ручка с пером тоже глядела восклицательным знаком. Перекладин взял её, обмакнул перо в чернила и расписался:

«Коллежский секретарь Ефим Перекладин!!!»

И, ставя эти три знака, он восторгался, негодовал, радовался, кипел гневом.

— На тебе! На тебе! — бормотал он, надавливая на перо.

Огненный знак удовлетворился и исчез.

Какой вывод о постановке знаков препинания можно сделать? (при постановке знаков препинания нужно руководствоваться правилами)

Марфуша правильно рассказала об употреблении восклицательного знака? (да)

Но, несмотря на свою неграмотность, Ефим Фомич сформулировал важное правило употребления восклицательного знака. Какое?

«Гм!.. Этот знак препинания в письмах часто ставится. „Милостивый государь мой!“ или „Ваше превосходительство, отец и благодетель!..“

Творческое задание. Сейчас, пользуясь этим правилом, сочините начало письма к маме, папе или другу: обращение и первые 2-3 предложения.

Читаем его со знаками препинания, с соответствующей интонацией.

Прослушать.

Попросить изменить начало письма, внеся в него либо больше теплых чувств, либо немного светлого юмора.

«Солнышко мое, мамочка, здравствуй!»

«Добрый день, Геныч, это я! Все ловишь карасей?..»

Рефлексия.

Чему вы научились, выполняя это задание? (передавать свои чувства и эмоции с помощью знаков препинания на письме, правильно оформлять начало письма)

Теперь вы точно сможете грамотно написать письмо, полное теплых чувств и радостных эмоций.

Вывод. А теперь подведем итог: что вы сегодня повторили, что нового узнали, что запомнилось?

В устном общении для выражения эмоций мы используем интонацию, мимику, жесты. На письме – знаки препинания, в частности – восклицательный знак.

С восклицательным знаком мы встречаемся в обычной жизни, тогда он передает информацию о потенциальной угрозе, опасности.

В языке есть восклицательные слова, передающие эмоции – междометия.

Восклицательный знак используется при обращениях, в частности, в письме.

Желаю вам произносить как можно больше радостных восклицательных предложений! Спасибо за урок!

Рабочий лист

Видеофрагмент № 1

Видеофрагмент № 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − пять =

контакты

e-mail: surprise113@yandex.ru
Тел.: +7 913 213-48-85​⁠​